Замена сцепления

  Первоочередная задача сцепления -  кратковременное отсоединение трансмиссии от двигателя и плавное соединение при переключении передач. Конструктивно сцепление располагается между двигателем и коробкой передач. Существует несколько типов сцепления, самым распространённым является фрикционное, передающее крутящий момент двигателя к трансмиссии за счёт силы трения.  Фрикционное сцепление может быть однодисковым, двухдисковым и многодисковым.Различают также и виды трения между дисками - мокрое и сухое. Самый распространённый тип сцепления - однодисковое сухое. Состоит из маховика (одномассовый, двухмассовый), жёстко прикреплённого к коленчатому валу двигателя, нажимного диска (корзина), ведомого диска (феродо), подшипника сцепления (выжимной).

 

  Маховик нужен для создания инерции вращения двигателя и устанавливается на заднем конце коленвала двигателя. Представляет собой диск, на который напрессован зубчатый венец - при запуске двигателя зубцы бендикса стартера входят в зацепление с зубцами венца маховика, и вращая его, запускают двигатель. Также важная функция маховика - гасить колебания коленвала.

  Бывают одномассовые и двухмассовые маховики. Одномассовый маховик отлит из чугуна и там практически нечему ломаться. Другое дело - двухмассовый маховик. Двухмассовые раньше ставились на дизельные двигатели для снижения колебаний коленвала на низких оборотах и соответственно нагрузки на трансмиссию, теперь же в целях повышения уровня комфорта, экономичности и экологичности двухмассовые маховики устанавливаются и на бензиновые двигатели. Пионером производства двухмассовых маховиков стала фирма LuK, следом подтянулись Sachs и Valeo.

 Двухмассовый маховик представляет собой две части, одна из которых жёстко закреплена к коленвалу двигателя, а другая повышает силу инерции трансмиссии. Массы связаны собой системой демпфирующих пружин, которые заменили демпферные пружины ведомого диска. Маховик имеет много достоинств по сравнению с одномассовым, но главный недостаток двухмассового маховика - сложность его изготовления и, соответственно, очень высокая цена. Тем не менее, альтернативы нет - комплект для замены двухмассового маховика на одномассовый  существенно снижает ресурс КПП, одновременно падает уровень комфорта, так как одномассовый маховик не так эффективно гасит колебания.

 На примере автомобиля Audi A4 1.9 TDI, код двигателя, к сожалению, не помню, могу рассказать следующее.На 170 тыс.км. пробега потребовалась замена сцепления. Комплект сцепления Sachs  с двухмассовым маховиком стоил 45 тыс. рублей, 24 из которых - цена маховика. И имелся комплект Valeo с одномассовым маховиком - 23 тыс. рублей. Соответственно, в целях экономии он и был куплен. Падение уровня комфорта сразу почувствовалось. Через 45 тыс. км пришёл белый пушной зверёк выжимному подшипнику. На подшипнике есть артикул, но беда - комплект продаётся только целиком, и нет возможности купить даже выжимной отдельно. Многочисленные поиски хоть какого-либо аналога ни к чему не привели. Оказалось, Valeo торгует только комплектами....Итак, за 23 тыс. рублей проехали 45 тыс. км. ....... ах, да! Забыли прибавить  ещё 8 тыс. за работу. Что сказать.... спасибо, лягушатники!!!
  У Sachs есть возможность приобрести выжимной, корзину, ведомый диск и двухмассовый маховик по отдельности. Теперь уже был куплен комплект Sachs. К слову, комплект Sachs в итоге прошёл 145 тыс. км. и был заменён диск сцепления за 8 тыс. рублей и выжимной за 5,5 тыс. рублей. Корзина и маховик оказались в хорошем состоянии и дотянут до следующей замены сцепления. А вот немцам огромное спасибо, молодцы, боши!

 

  Небольшое видео о двухмассовом маховике.

Как ВЫ УБИВАЕТЕ Двухмассовый МАХОВИК

Обработка видео...

   Ну, не маховиком единым! Поехали дальше -

   Нажимной диск соединяет и разъединяет маховик с ведомым диском, таким образом выключая сцепление. Кожух нажимного диска  жёстко крепится к маховику двигателя и прижимает ведомый диск к маховику с помощью  пластинчатых (тангециальных) пружин,  для воздействия на эти пружины нажимной диск имеет имеет диафрагменные пружины, на концы которых и воздействует выжимной подшипник. В рабочем состоянии фрикционные накладки диска оказываются зажаты между маховиком и нажимным диском.

 

Замена сцепления Курск
Корзина сцепления ­
замена сцепления Курск, запчасти Курск
Нажимной диск сцепления­

   Ведомый диск располагается между маховиком и нажимным диском, ступица нажимного диска соединена через шлицы  с первичным валом КПП. Таким образом момент от двигателя передаётся на первичный вал. При нажатии на педаль происходит разжатие ведомого диска путём нажима на нажимной диск через подшипник выключения сцепления, и момент уже не передаётся на КПП. Также в ступице ведомого диска могут располагаться демпферные пружины для гашения колебаний. Роль гасителя колебаний может выполнять двухмассовый маховик - в таком случае ведомый диск будет без демпферных пружин.

Одномассовый маховик ­
Одномассовый маховик ­
Двухмассовый маховик ­
Двухмассовый маховик ­
замена сцепления Курск
Ведомый диск сцепления (одномассовый маховик­)
Ведомый диск сцепления (двухмассовый маховик) ­
Ведомый диск сцепления (двухмассовый маховик) ­

  Многие люди полагают, что ведомый диск можно купить любой, лишь бы подешевле, однако фрикционные накладки - самый нагруженный элемент - должны кратковременно выдерживать температуру до 450°С, а на мощных спортивных автомобилях - до 700°С. Изготавливаются они из органических смол с добавлением стеклянных волокон и проволоки мягких металлов, или же из керамики и углеродного волокна. Разумеется, накладки диска  Stellox или Patron не в лучшую сторону отличаются от изделий Sachs, LUK или Valeo. 

    При работе двигателя корзина сцепления  вращается вместе с маховиком, прижимая ведомый диск к маховику, и соответственно, вращается первичный вал КПП. Для смены передачи необходимо кратковременно прекратить сопряжение с двигателем, ослабив нажим нажимного диска на ведомый. Вот тут на помощь и приходит такой элемент, как выжимной подшипник. Распространены 2 типа подшипников - механический (приводимый  в действие с помощью троса или гидравлического цилиндра сцепления через вилку сцепления) или гидравлический (приводимый в действие с помощью гидравлики непосредственно внутри картера сцепления).

    Механический тип уже не так распространён, как ранее - а жаль, ведь конструкция отличалась простотой и дешевизной. В действие приводится вилкой, связанной с педалью или тросом, или гидравлическим рабочим цилиндром сцепления, расположенным снаружи картера сцепления. При поломке цилиндра сцепления его можно заменить без снятия КПП.

   На современных машинах теперь чаще устанавливается второй тип - гидравлический - объединённый узел выжимного подшипника с рабочим цилиндром сцепления.  При поломке как подшипника, так и цилиндра, деталь заменяется в сборе, располагается она внутри КПП, да и стоит существенно дороже рабочего цилиндра и механического подшипника, вместе взятых.

  Кстати, в новостях на главной странице я разместил рассказ, как переделать гидровыжимной Лачетти на механический и гидроцилиндр от Авео Т200! На фото детали от этих двух машин. Переделывал Лач своей девушке - Аня, привет! - полёт нормальный!))))

  

Замена сцепления Курск
Механический ­выжимной подшипник­
замена сцепления Курск
Гидравлический выжимной подшипник ­
ремонт сцепления Курск
Рабочий цилиндр сцепления ­

При замене сцепления часто превентивно меняют задний сальник коленвала - в случае выхода из строя сальника (утечка моторного масла в районе соединения двигателя с КПП) требуется демонтаж КПП, сцепления и маховика.

   

Неисправности сцепления.

Сцепление - довольно надёжный элемент и  срок эксплуатации при правильном подходе к управлению составляет до 120 - 150 тысяч км.

  Чаще всего неисправности сцепления связаны с неправильной эксплуатацией транспортного средства - троганье с места на повышенных оборотах (старт с пробуксовкой), движение с превышением буксируемой массы, нога на педали сцепления, несоответствие оборотов двигателя передаче. Очень часто люди "палят" сцепление при попытках выехать из снежного или грязевого плена, при попытках выдернуть застрявший в  снегу или грязи автомобиль, да и просто при буксировке транспортных средств. В процессе эксплуатации сцепление также подвержено и естественному износу.

Неисправности сцепления сводятся к двум типам - неисправности привода сцепления и собственно неисправности самого узла сцепления.

  Привод, как я уже писал выше, может быть механическим и гидравлическим. С механическим всё понятно - вытягивание, заедание либо повреждение троса и/или рычажной системы (решается регулировкой или же заменой пришедших в негодность деталей). Неисправности гидравлики - утечка жидкости из системы, поломка главного или рабочего цилиндра сцепления (клин, закусывание, утечка, неисправность перепускных клапанов).

Неисправностей узла сцепления гораздо больше - износ, деформация или повреждения фрикционных  накладок, шлицевой части и демпферных пружин ведомого диска, а также замасливание фрикционных накладок из-за утечки  масла вследствие повреждения или износа сальников как двигателя, так и КПП, поломка или износ выжимного подшипника, износ/деформация поверхностей маховика и/или нажимного диска, поломка пружин корзины сцепления, заедание вилки сцепления или неисправность гидровыжимного.

Признаками неисправностей сцепления являются: пробуксовка сцепления, неполное включение/выключение сцепления, шум при нажатии на педаль сцепления.  

  Пробуксовка сцепления -  при наборе оборотов двигателя и включенной передаче не набирается скорость, запах гари и повышенный расход топлива при существенном ухудшении динамики, невозможность тронуться; 

причины - износ фрикционных накладок ведомого диска либо их замасливание, поломка или ослабление диафрагменных пружин корзины, а также износ маховика и/или нажимного диска, перегрев сцепления, также возможны заедания вилки. 

  Неполное включение - при отпущенной педали сцепления возникает пробуксовка или невозможность тронуться, при движении при нажатии педали акселератора обороты двигателя увеличиваются, а скорость нет;

причины те же, что и у пробуксовки.

  Неполное выключение -  невозможность включить передачу при выжатой педали сцепления и работающем двигателе, а также шум, треск, скрежет при попытке включить передачу; 

причины - износ шлицевой части ведомого диска, повреждение накладок, поломка пружин корзины, утечка жидкости из системы привода сцепления или клин рабочего цилиндра, закусывание или  повреждение троса и/или рычажной системы механического привода сцепления.

  Шум при нажатии на педаль сцепления  -  износ  и/или повреждение выжимного подшипника.

Ну, а если педаль проваливается либо стала подозрительно мягкой - вероятнее всего, негерметична гидравлика.  

В любом случае, как говорится, вскрытие покажет....  Но, в любом случае, лучше приехать на диагностику.

Основные производители сцепления. ­

 Разумеется, замена сцепления - вещь довольно дорогая, и ставить какое-то фуфло не стоит. На нашем рынке широко представлены детали таких производителей как:

­

 

Известный  производитель из Страны восходящего Солнца, подразделение концерна  Toyota, один из лучших в мире, очень достойное качество, часто встречается в оригинале  автомобилей японских производителей.  Из недостатков - высокая цена. В ассортименте диски сцепления, корзины, цилиндры, подшипники, маховики на  японские, корейские и европейские машины. Выбор таких производителей, как Audi, BMW, Chrysler, Daimler, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Isuzu, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Suzuki, Volvo, Yamaha. Сайт  be.aisin-europe.com/ru-ru/katalog

 

Exedy - ещё одни товарищи из Японии, отличная замена оригинальным запчастям, ассортимент обширен. Керамика, усиленное сцепление, облегчённые маховики  и прочая околоспортивная тема. Сайт - exedy-aftermarket.com/english/parts

 

Kraft Tech - производитель из Турции, поставщик недорогих комплектов сцепления. Имеются некоторые нарекания на выжимные подшипники, в остальном своих денег продукция стоит. Сайт - krafttech.ru/catalogue

 

LUK -  производитель из Германии, производитель качественного сцепления, гидроцилиндров, выжимных подшипников, маховиков, в том числе двухмассовых. Каждый третий автомобиль в мире выходит из завода со сцеплением LUK. Входит в группу компаний Schaeffler и имеет около 20 заводов во всём мире, включая и Россию.    Сайт -  webcat.schaeffler-aftermarket.com

 

Ещё один кит в сфере производства сцепления. Качество этого бренда не вызывает никаких сомнений. Сцепление Sachs используют в качестве оригинала такие производители как Audi, BMW, FIAT, Ford, Honda, Jaguar, Mazda, Mercedes, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Volkswagen, Volvo  и многие другие. Компания входит в концерн ZF. Сайт -  aftermarket.zf.com/ru/ru/sachs/catalogs/online-catalog

 

Valeo - производитель из Франции, также владеет заводом в Южной Корее, производящим детали сцепления под брендом Valeo PHC. Почти все французские автомобили и автомобили General Motors, выпущенные в Корее, сходят с конвейера со сцеплением Valeo. Кроме того, производитель известен комплектами сцепления для замены двухмассовых маховиков на  одномассовые.  Каталог  ows-cdn.tecdoc.net/valeo

 

Контрафакт !!!

ПОДДЕЛКА - Упаковка сцепления ЭКСЕДИ ВИС РУС!!!

Обработка видео...